«Дело в шляпке»:
женщин и мужчин Самары приглашают к диалогу о ненасилии
Информационный проект «Дело в шляпке» – это серия мотиваторов, которые объединяют мужчин и женщин вокруг ценности ненасилия. Зрителю предлагается вспомнить высказывания известных мужчин – представителей разных эпох, культур и профессий, посвященных проблеме насилия и стремлению к ненасилию. Женские реплики на мотиваторах олицетворяют консультанты волонтерского проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений», который предлагает помощь пострадавшим от насилия в Самаре.
Герои этих лаконичных сюжетов – и мужчины, и женщины – носят шляпы: именно этот аксессуар авторы проекта выбрали в качестве символа диалога между мужчиной и женщиной. Почему? Об этом рассказывает Лариса Шем, дизайнер шляпок:
«Сегодня существует огромное разнообразие шляпных форм. Мы берем классические мужские фасоны и добавляем к ним свою изюминку. Например, мы берем цилиндр и делаем его пониже, котелок – помягче, федору – поярче. Здесь огромное поле для творчества. В шляпах мы сумели договориться. Так почему бы нам не продемонстрировать такую же сговорчивость в более важных житейских делах. Что мы делим? За что сражаемся? Почему страдаем? Насилие пропитано страхом. Оно требует молчания и притворства. Вынуждает прятать глаза и уходить в тень. Ненасилие же – это смелость, знание, честность. Это открытое мировоззрение. Это глаза в глаза. Это свобода! Шляпа – атрибут уверенных. Ненасилие – инструмент сильных. Начните разговаривать, а шляпа договорит за вас. Вы не останетесь неуслышанными».
Авторы проекта уверены, что сегодня очень важно расширять аудиторию диалога о ненасилии, выносить эту проблему на максимально широкую аудиторию. Именно эта уверенность привела к попытке визуализировать идею в актуальной форме – в форме мотиваторов. Татьяна Лисачева, дизайнер макетов, о проекте «Дело в шляпке»:
«Мне кажется, важно понимать, что ненасилие – это не про покорность, пассивность или слабость. Наоборот, ненасилие как личный выбор – очень активно, деятельно, оно противостоит насилию и дает нам возможность разрешать конфликты с помощью диалога, в атмосфере терпимости, понимания и уважения друг к другу. А этому зачастую нужно учиться. Поэтому, например, появление проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений» я считаю очень своевременным и важным, ведь его работа не только дает реальную помощь тем, кто в ней нуждается, но и помогает всем нам научиться этому крайне необходимому диалогу. Надеюсь, что в проекте «Дело в шляпке», вспоминая цитаты знаменитых людей о ненасилии, нам удалось показать, что между мужчинами и женщинами, на самом деле, очень много общего, и что во все времена все люди хотят быть любимыми и услышанными».
Мотиваторы «Дело в шляпке» созданы в рамках проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений». Почему и визуализация, и сам проект сосредотачивают внимание именно на ролях мужчин и женщин? Об это рассказывает Анастасия Бабичева, руководитель проекта «Знание остановит гендерное насилие»:
«Когда мы говорим о своем проекте, одна из типичных реакций, особенно от тех, кто спешит оценить, не разобравшись: «Феминистки!» Однако даже на нашем логотипе изображены профили мужчины и женщины в диалоговых окнах. Наш проект изначально задумывался как возможность диалога между различными гендерными ролями – супругами, партнерами, коллегами и так далее. Мы не делаем различий между тем, кому предложить помощь – женщинам или мужчинам. И мужчины, и женщины могут оказаться в ситуации насилия в любой роли, и всем сторонам этой ситуации одинаково нужна помощь. В течение полгода работы за индивидуальными консультациями в ситуации насилия к нам обращались только женщины. Но на наши групповые мероприятия – информационные или терапевтические, где мы, например, учимся коммуникации ненасилия, приходят и мужчины. Это значит, что ценность ненасилия в равной степени осознается ими и имеет для них ничуть не меньшее значение. Однако слишком часто под давлением стереотипов мужчины считают, что они лишены возможности диалога, или что эту возможность хотят забрать у них. Но это не так!»
Авторы проекта «Дело в шляпке» приглашают мужчин Самары к продолжению диалога!
Если вы хотите стать героем новых мотиваторов о ненасилии, сообщите о своем желании по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Условия участия:
- предварительное знакомство,
- фотосессия в шляпах,
- формулировка высказывания по проблеме насилия,
- согласие представиться для мотиватора – имя, профессия или подобное по согласованию с героем.
Участие не предполагает никакого вознаграждения или оплаты.
Над проектом «Дело в шляпке» работали:
- автор идеи – Анастасия Бабичева,
- дизайн шляпок – Лариса Шем,
- фотографии – Андрей Дерюгин,
- дизайн полиграфии – Татьяна Лисачева,
- модели – Анастасия Бабичева, Татьяна Лощинина, Татьяна Пуш.
Мой синдром Джона Леннона:
история о четвертом мотоваторе «Дело в шляпке»
Анастасия Бабичева, проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений»
Подобрать героев для проекта «Дело в шляпке» было сложно: известных мужчин, публично поддерживающих ненасилие, мало. Еще меньше тех из них, кто носил бы шляпу. Но был и еще один важный критерий отбора: отсутствие эпизодов насильственного поведения в личной биографии.
Сегодня мы, кажется, уже привыкли регулярно переживать разоблачения и скандалы, связанные с сексуальными или партнерскими отношениями «звёзд». Некоторые имена хорошо известны, другие легко найти по соответствующему запросу в поисковиках. А вот с героями былых эпох – сложнее. Но я проверяла. С Челентано было, кажется, понятнее всех, да он и современник. Чехов – официальная биография широко тиражирована, а для «неофициальной», кажется, нет оснований. По Чаплину были вопросы, но, с одной стороны, скидки на эпоху, а с другой стороны, уж слишком «жёлтая» информация, достоверность вызывает сомнения. А вот Леннона...
Биографию Джона Леннона я, можно сказать, и не проверяла. Почему? Потому что, например, я наизусть знаю его песню Imagine. А еще потому, что у меня есть любимая майка с изображением Джона Леннона и Йоко Оно – одной из самых романтизированных знаменитых пар современности. Романтизированных и мною тоже. И несмотря на то, что профессиональная сфера давным-давно и, казалось, железно научила меня проверять и перепроверять даже то, что кажется очевидным... здесь я не усомнилась.
Поэтому, когда одна из наших читательниц, с юности увлеченная творчеством Битлов, обратила мое внимание на допущенную ошибку, для меня это стало... скорее личной утратой. Вот сам Леннон в интервью Playboy делится своим опытом физического насилия. Вот его жены и старший сын в своих мемуарах рассказывают о контролирующем и пренебрежительном поведении со стороны Джона. Вот свидетельства о его жестокости в отношении друзей. Впрочем, no drama: вот и сам Леннон говорит о том, что не гордится своим личным опытом, да и пропагандируемые им пацифизм и человеколюбие – ни сколько не выдумка. Да и мне знакома специфика работы с авторами насильственных действий, а потому и это противоречие вполне представимо. Не говоря уж о том, что художественное целое в XXI веке – штука самостоятельная и от автора вполне автономная. Но...
В одном из наших информационных материалов написано:
«Помните: ни длительное знакомство, ни внешнее благополучие, ни материальный достаток, ни образование, ни общие ценности не являются гарантией от рисков насилия в близких отношениях!»
Но все же как часто (и, оказывается, еще чаще, чем я думала) срабатывает этот «синдром Джона Леннона», когда мы говорим себе: «этого не может быть, потому что... просто быть не может». Не теряйте здравомыслия, как я: оберегайте себя от опасных допущений.
P.S.: А еще можно узнать, как определяет «синдром Джона Леннона», например, Urban Dictionary