Почему они не уходят, но терпят
Социальный консультант проекта «Знание остановит гендерное насилие» Татьяна Пуш о причинах того, «почему они не уходят».
Давайте сразу определимся: никто из мужчин не начинает отношения с фразы: «Привет, меня зовут Вася, через год я впервые ударю тебя, через два - сломаю руку, а через пять твой труп случайно обнаружит мужик, вышедший гулять с собакой».
Более того, как показывает мой опыт общения с жертвами насилия, условный Вася в начале отношений вполне себе романтик и «самый лучший мужчина на земле». Вася умеет, Васе надо. Конечно, первые звоночки есть в любых отношениях с таким вот условным Васей, но давайте не будем забывать, что мы живем в мире, где насилие и особенно его признаки-предвестники страшно романтизированы. Мужчина должен завоевывать. Мужчина охотник - женщина добыча. Мужчина, который спрашивает женщину, можно ли её поцеловать в первый раз, мямля и тюфяк. Настоящий мачо, конечно, и не задается таким вопросом в принципе. «Не бывает любви без ревности», он же понимает, какая ты красивая и сколько соперников готовы тебя увести в даль дальнюю, он ценит и боится потерять. Мужчина не контролирует - он заботится о твоей безопасности, он такой внимательный, ему не все равно, что с тобой происходит. И это так романтично, когда мужчина хочет проводить с тобой всё свое время, в конце концов, вы две половинки одного яблока, вы, блин, срослись плавниками. Мужчина имеем право не хотеть, чтобы его женщина работала, в конце концов, это так мило, он добытчик, а твое предназначение - горячий ужин и уютный дом. В общем, в насильственные отношения женщина идет, подбадриваемая окружением и под восхищенные вздохи. Другое дело, что не исключено, что потом именно это окружение взметнет бровь, сморщит носик и строго спросит: «а куда она собственно смотрела».
Ну а дальше, поверьте мне, есть десяток причин, почему в этих отношениях женщина застревает.
- Она сама в детстве была жертвой или свидетелем насилия. Девочку били или к ней были эмоционально жестоки родители, девочка была свидетелем разного рода насилия, которое допускал один родитель в отношении другого, девочка была свидетелем насилия по отношению к братьям-сестрам и т.д. В таком случае ситуация, в которую она попала, ей знакома, более того, она часто не способна даже помыслить о том, чтобы себя защитить. Но это не значит, что ей нравится то, что с ней происходит.
- Насилие циклично. И это очень четкие циклы. И после акта насилия обязательно идет стадия раскаяния и «медовый месяц». Женщина верит, что мужчина, стоящий с букетом на коленях, а потом выполняющий все её желания, становящийся идеальным мужем и отцом, «так» больше не будет. Или уже не верит, но помнит про этого идеального и терпит того плохого ради этого хорошего.
- К моменту совершения первого акта физического насилия психика женщины уже сломлена длительным эмоциональным насилием. Про это мне очень хорошо сформулировала моя подруга: «С одной стороны, вроде ничего страшного не происходит, тебя не бьют, тебе не угрожают. Но ты понимаешь, что происходит страшное, что не всегда можно и сформулировать, и тебе плохо». Более того, нередко эмоциональное насилие сопровождается и сексуальным. Да, оно бывает и в паре, и в браке, но понять и принять это не легко, только вот удавиться от чего-то хочется (дословная цитата одной из наших подопечных).
- К моменту совершения насилия женщина находится в зависимой ситуации от мужчины: она беременна, у неё маленький ребенок на руках, она уже длительное время находится без работы, она находится в другом городе или стране, где у нее нет жилья, источника дохода и знакомых.
- К моменту совершения акта насилия у женщины разорваны социальные и семейные связи, ей просто некуда обратиться за помощью.
- В ситуации насилия женщине не удалось добиться помощи от правоохранительных органов. После чего приходит стадия неверия в то, что в этой жизни есть хоть кто-то, кто сможет защитить её и детей.
- Жертва настолько запугана, что просто боится уйти от агрессора. И кстати, помогающие специалисты знают, что есть ситуации, когда уходить из отношения нужно, опираясь на помощь многих и многих и тщательно продумывая каждый шаг, ибо в противном случае существует реальная, а не мифическая угроза жизни женщины и её детей и близких.
- Женщина боится признаться, что в её семье существует проблема насилия. Очень часто это женщины, которые сами состоялись в жизни и находятся в браке с успешными людьми. Трудно проговорить хоть кому-то, что в твоей внешне идеальной семье за закрытыми дверями ломаются руки и челюсти.
- Женщина не находит поддержки со стороны близких, им кажется, что она придумывает или сама спровоцировала ситуацию. Она преувеличивает степень опасности. И да, детям нужен отец.
- Женщина морально и психологически сломлена. Она начинает верить в то, что она достойна такого обращения, что она не сможет прожить без мужа-тирана, что он, действительно, делает одолжение только тем, что продолжает с ней жить.
- Женщина, особенно решившись обратиться за помощью, узнает от окружающих, что сама виновата, что живет в такой ситуации, и если бы она захотела, то давно бы ушла. Учитывая, что жертва насилия в принципе живет с чувством вины, подобная реакция окружающих укрепляет её в том, что она живет так, потому что именно она не имеет права жить по-другому. Агрессоры, кстати, тоже читают подобные комментарии. А потому в следующий раз, прежде чем высказаться, просто решите для себя: на чьей стороне вы сейчас играете. Можно не сочувствовать, но молчание тоже вполне себе золото.