А ты счастлив?
Оператор кризисного телефона проекта, психолог Анастасия Конычева делится размышлениями о том, как насилие порождает насилие.
Вот он стоит передо мной с почти неживыми глазами, опущенными уголками губ и говорит:
- И хорошо, что меня пороли. Я так человеком стал, вон чего добился. (А добился, и правда, многого.) А так, если б не пороли, ну, что... Ну, стал бы сантехником, спился б. Ну, да, это я в детстве маму «фашисткой» называл, а вырос – понял: а как иначе меня было заставить учиться?
И еще долго в том же духе не то мне, не то себе о пользе ремня и насилия в воспитании человека – человеком, мужика – мужиком и проч.
И мне не хочется спорить. И высказывать мнения своего тоже не хочется, потому что мне кажется, что передо мной сейчас стоит тот мальчик, который называл маму фашисткой, но не смог с этим справиться. Который не хочет признать, что мама порола не из благих побуждений, не из любви порола, а потому что... Да много почему.
Как ему понять, что можно иначе, а мама порола? Как ему понять, что его не любили, не потому что мама плохая, а потому что... Потому что битые дети вырастают и верят, что иначе никак. И без этой веры им не выжить, без этой веры им конец. Потому что можно оказаться там, в своем страшном, полном насилия и унижения детстве, зная, что происходящему нет оправдания, что боль эта бесполезна и вредна, что насилие порождает насилие, и что он сам будет причинять такую же боль своим детям, пока не осмелится все это пережить, признать свою боль, страх, отчаяние, бессилие, беззащитность, уязвимость, надломленность, и остановит, наконец, занесенную для удара руку.
В итоге я просто спросила:
- Ты счастлив?
Повисла пауза. Он пустил глаза, потом вскинул их на меня с вызовом и стальным голосом произнес:
- Да!
Мне стало очень грустно.
А ведь можно иначе. Правда, это нелегко, но - можно. И если ты хочешь, но не знаешь как, или не получается, то #обратисьзапомощью. Это нормально, когда люди помогают друг другу.