1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Шаблоны Joomla 2.5 здесь: http://joomla25.ru/shablony/

Как реагировать, если стал свидетелем насилия. Часть 2.

 

Руководитель проекта Анастасия Бабичева в продолжение размышлений о том, как реагировать, если стал невольным свидетелем ситуации насилия.

Я уже как-то делилась размышлениями об этом. Запрос, действительно, очень частый: как быть и что делать, если не думал, не гадал, но вдруг случилось, и уже не спрятаться, не скрыться. Давайте на личном примере.

Суббота, осень как с картинки, середина выходного дня, центр города, семьи с детьми и животными активно курсируют вниз до Волги и обратно вверх. Я иду с детьми, в каждой руке по ребенку. Тяжелая неделя за плечами, и вот все-таки выбрались погреться на солнце и посмотреть на Большую Воду. Но не успели пройти и ста метров, слышим крики... Ситуация хорошо знакомая: один водитель перекрыл выезд, второй водитель хотел выехать. Завязку я собрала по обрывочным комментариям участников потасовки, а лицезрели мы с детьми уже кульминацию: взрослые мужчины били друг друга в лицо, один повалил другого и наносил удары уже лежачему. А вокруг бегал маленький мальчик и рыдал «папа, папа». Папа был тот, который на асфальте.

Что люди? Люди в основном шли мимо, сворачивая головы. Несколько человек остановились и собралась неподалеку в кучку – наблюдали. Некоторые машины, проезжая, сигналили. А кто-то из окна второго этажа даже попытался облить дерущихся водой – вода не долетела. «Ну вот опять», – подумала я не без сильной досады.

Детей поместила под дерево в отдалении, сказала стоять здесь. Дети обнялись и стояли, периодически запрашивая, в порядке ли я. Я отвечала, что в порядке, и все под контролем. Сама подошла ближе, но не в зону досягаемости, в руках телефон, и, что делать... начала орать. Извините, иначе не сказать. Сама я довольно тощая, и голос у меня тоже довольно тощий даже на пределе возможностей, поэтому первый заход моих криков о том, что я вызываю полицию, потонул в общем гаме. После второго повтора дерущиеся расцепились.

Что я сообщала:

- уведомляя «Разошлись сейчас же, иначе я вызываю полицию»,

- императивно «Сели по машинам и разъехались»,

- инструктируя «Пишите друг на друга заявления, выясняйте отношения в полиции, а не на глазах у детей».

И, в общем-то, разными словами вот эти три компонента я повторяла по кругу, продолжая орать своим тощим голосом, еще минут десять, пока, осыпая друг друга угрозами и оскорблениями, мужчины все-таки не разъехались.

Что мне не понравилось более всего: за эти десять минут мне пришлось «поговорить» также с двумя женщинами. Одна – жена того, которого перекрыли: она стояла у машины и объясняла своё бездействие дословно так «А что я могу сделать, на моего мужа наехали». Вторая – водитель еще одной машины, которая (внимание) выразила желание присоединиться и навалять всем вместе тому, который перекрыл. Серьёзно. Вот тут я очень удивилась. Пришлось инструктировать и её.

Пару раз гневные реплики обращали и в мою сторону (а я тут, вообще, кто?), но в целом, должна сказать, что в отношении меня все вели себя более чем прилично: видимо, даже поверх агрессивности, страха, стереотипов, защитных реакций рептильного мозга и выброса гормонов мои увещевания звучали вполне достоверно.

Как я с этим? Адреналин floods my body, даже сейчас, когда вспоминаю, чтобы написать. О чем рассказал этот случай лично мне, как говорится, останется между мной и моим терапевтом. А из полезного: конечно, мне было страшно. Да мало ли что, а я при детях! Конечно, мне ужасно не хотелось, чтобы это, вообще, было: да боже мой, я вышла погулять! Но и выбор был совершен очень быстро: мы уже увидели, услышали, всё, обратно не отмотать, даже если закроешь глаза и уши. Да, всякий раз никто не спрашивает, хотим ли мы этих ситуаций (за себя говорю – ещё как не хотим: мы чаще всего хотим покоя). Но и как минимум послужить для своих детей наглядным пособием по непозволительному и опасному безразличию я, разумеется, не могла.

Так что, в целом, общая схема «обозначить своё присутствие в ситуации и намерение противодействовать» + «задействовать имеющиеся ресурсы» + «обеспечить личную безопасность» вполне работает.

Кроме прочего, дочь потом спросила, почему я, действительно, не вызвала полицию. Видимо, так я проинтерпретировала ситуацию. Видимо, к этому я была не готова. Но что я могу сказать точно: я действовала не на стороне справедливости или правопорядка. Я действовала на стороне того мальчика. Это его я защищала. И мне показалось, что для него не полиция важнее.

Как реагировать, если стал свидетелем насилия Часть 1